You will not be able to view this website in all its glory until you upgrade your browser to one that supports web standards.

PDF Печать E-mail

Русский Простор

От Павелецкого вокзала дорога До Суханова занимает всего сорок минут. После столичного шума и сутолоки этот уголок Подмосковья, чудом сохранившийся между индустриальными Расторгуевом, Видным и Бутовом, поражает тишиной и умиротворенностью,

Места эти в начале ХIХ столетия поразили своей красотой министра двора и заведующего постройкой публичных зданий П.М. Волконского, Он и поручил архитекторам, к сожалению, теперь безвестным, но, несомненно, талантливым, строительство усадьбы в Суханове.

В главном доме по заказу князя, любителя изящного, устроены были стилизованные рыцарская, турецкая, египетская, китайская и японская комнаты; Расписал их мастерской кистью итальянец Барбиери.

В 1813 году по проекту великого Доменико Жилярди а усадьбе был возведен в стиле московского ампира мавзолей-усыпальница сиятельных князей. Вокруг построек расстилался пейзажный парк, по свидетельству современников, один из самых великолепных под Москвой . Он спускался к большому пруду, на берегу которого была устроена пристань, украшенная мраморными сфинксами.

Шли годы. По России вихрем пронеслись войны и революция, не щадившие творений искусных зодчих. Но усадьбе в Суханове повезло. Ее передали Союзу архитекторов СССР для организации Дома творчества. Изысканные постройки оказались в руках специалистов, понимающих толк в зодчестве и умеющих сохранить архитектурное богатство. Можно было бы поставить в нашем рассказе точку, ведь в жизни усадьбы наступил достойный ее хэппи энд, да нашелся человек, который в стройном хоре святочного песнопения вдруг диссонансом прохрипел: "Все не так, ребята!".

Позволил себе эту реплику Павел Николаевич Мухотин, председатель культурно - коммерческого центра "Русский простор", занимающегося возрождением народных   промыслов и конно-экипажным извозом.

Наверняка у читающего эти строки возник образ ухаря-кооператора, за рубль катающего на понурой лошадке с худыми боками восторженных ребятишек. Но... "Все не так, ребята!".

- Мы хотим возродить здесь усадебный быт, вернуть в Суханово жизнь - поясняет П. Мухотин. - Цивилизованное поместье всегда было центром культуры, благотворительности и, говоря современным языком, всегда самоокупалось. Люди содержали усадьбу, но и усадьба содержала людей.

Мы постоянно говорим о том, что на восстановление и поддержание архитектурных памятников у государства мало средств. На наших глазах гибнут уникальные сооружения, и мы кричим об этом, но толку мало. А в Суханове появился человек, тихо, но уверенно взявшийся за дело, решивший из архитектурного комплекса извлечь средства на его же содержание. Для этого он предлагает обратиться к прошлому: вспомнить о профессиях садовника, конюха, кузнеца, восстановить в Суханове русскую усадебную кухню, построить кузницу, каретник и многое-многое другое. Но начал он с лошадей. Ведь помещичья усадьба без них немыслима.

У кооператива уже есть 12 лошадей, 2 пони и стилизованные экипажи. Все это выдается напрокат отдыхающим в Доме творчества. Тех, кто не умеет держаться на коне, обучают навыкам верховой езды. Выручка идет на возрождение промыслов. Но это - не главное. Важнее то, что лошади создают в усадьбе антураж, особую атмосферу. Правда, не все это пока понимают. Нашлись люди, которые написали в исполком города Видного жалобу: видите ли, "лошади нарушают экологию".

- Мы мечтаем устроить в Суханове питомник борзых, - продолжает Павел Николаевич, - ведь собаки всегда были неотъемлемой частью усадебного быта, а сегодня они пригодились бы для популяризации традиционной русской охоты. Какое вокруг усадьбы раздолье! Идеальное место для подготовки борзых.

Сухановскому Дому творчества принадлежат 440 гектаров земли. Это охранная зона. Но сегодня здесь, несмотря на запрет, хозяйничают все, кому не лень. Кругом самостийные огороды, перегороженные заборами из кроватных спинок и колючей проволоки, домики-скворечники...

При беглом взгляде усадебные постройки хорошо сохранились, но при близком рассмотрении становятся видны изъяны. Взять хотя бы скульптуру "Девушка, плачущая над разбитым кувшином". Кувшина-то вовсе нет! Казалось бы, здесь отдыхают архитекторы - кому, как не им, позаботиться о сохранении усадебного  комплекса, но то ли средств не хватает, то ли желания маловато.

- Дело в том, что, как мне кажется; архитекторы любят не .Суханово, а себя в Суханове, - поясняет П. Мухотин. - Яркий пример тому - мавзолей, выстроенный великим Жилярди. Сейчас в нем... столовая. Как могли высокоинтеллектуальные люди устроить на могилах общепит! Более того, обсуждался вопрос об устройстве, в склепе мавзолея пивного бара. .Впрочем, 1935 год, когда усадьбу передали архитекторам, был временем весьма подходящим для подобных метаморфоз.

Культурно-коммерческий центр "Русский простор" предполагает организовать здесь уникальный отдых. Представьте, у железнодорожной станции отдыхающих встречает настоящий дилижанс, а в усадьбе - персонал в красивой, стилизованной под старину униформе. Прибывающим предлагается костюмированный отдых в русской усадьбе, вечера поэзии и музыки, верховые прогулки, блюда старинной кухни. Устроить это нелегко, но, к счастью, нашли предприниматели поддержку в лице нового директора Дома творчества Анатолия Григорьевича Исаева, депутата Видновского горсовета. Оценил он выгоду от предлагаемого проекта. Отдыхающим за развлечения, естественно, придется платить, значит, появятся средства для наведения порядка в усадьбе: и плачущей девушке вернуть ее кувшин, и обвалившуюся лепнину подправить, и парк привести в порядок... Главное же, появился шанс возродить усадебную культуру.

А. НЕФЕДОВ.

Газета «Ленинское знамя», Московская область, 20 апреля 1991 г.

 

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: