You will not be able to view this website in all its glory until you upgrade your browser to one that supports web standards.

PDF Печать E-mail

Суханово

Суханово, расположенное в 2,5 километрах от станции Расторгуево к югу от Московской автомагистрали, не получило громкой известности. В этой подмосковной усадьбе не устраивалось роскошных празднеств, блестящих приемов и театральных представлений, как в Царицыне, Кускове или Останкине.

и юно не было воспето в стихах, как, например, Остафьево и не запечатлелось в красивых гравюрах и картинах, как Царицыно. А между тем эту усадьбу посещали высокие царствующие особы и Суханово заслуживает внимания широкой общественности.

Расцвет в строительстве и устройстве Суханова падает на конец XVIII и первые два десятилетия XIX века.

С 1804 года Сухановым владели князья Волконские. П.М. Волконский, министр двора и заведующий постройкой публичных зданий, имел возможность привлекать к работам по своей усадьбе таких мастеров, архитекторов, как Росси, Шарлемань...

Наиболее интересным сооружением Суханова является здание мавзолея семьи Волконских, выстроенное в 1813 году в стиле ампир, как полагают, по проекту Д. И. Жилярди или его соратника Д. Г. Григорьева.

Далеко не все задуманное Волконскими было осуществлено. Следует заметить, что постройки Суханова не имеют пышного, показного характера. Чувствуется, что Волконские стремились к спокойной жизни в хорошо обустроенной, богатой усадьбе, в стороне от "шума городского".

Второй "всплеск" в устройстве Суханова приходится на 1830-40-е годы, когда в строительстве ряда усадеб получило развитие возвратившаяся мода на романтическое, "готическое" течение русской архитектуры и как бы продолжавшее творческие искания Баженова.

Не обошла эта мода и Суханова. Два служебных корпуса, две башни и двое ворот между ними  с островерхими переходами из корпуса в корпус были построены в "готическом" стиле. Но эта "готика" не XVIII века, не времен Екатерины II, когда творили Баженов и Казаков. Качество "готики" в Суханове лишено силы и сказочной красочности баженовских построек в Царицыне. Однако все же два корпуса в Суханове ассоциируются с дворцами турецкого Черномора по сказке А. С. Пушкина.

В 40-е годы XIX века изменился и облик господского дома, который до того был соединен галереями с флигелями. Левую галерею убрали , а над правой галереей возвели жилой этаж, слившийся с флигелем. В нижнем этаже господского дома были комнаты: турецкая, рыцарская, египетская, о чем напоминали росписи, исполненные итальянским художником Барбиери. Во втором этаже находились жилые и парадные помещения, "красная" и "синяя" гостиные. В помещении над галереей была китайская  комната. Среди жилых комнат второго этажа, судя по остаткам обоев, была некогда и японская комната, как результат увлечения дальневосточным искусством.

К западу от господского дома расположен пейзажный парк с каскадом малых прудов, которые использовались для искусственного рыборазведения. К югу от парка большой пруд, образуемый речкой Гвоздней. На берегу пруда была пристань, украшенная мраморными сфинксами. На южном берегу пруда была вторая пристань, а возле нее Катальная горка, но более простой конструкции, чем горка в парке Ораниенбаума.

Парк в Суханове был заботливо украшен. В нем было много изделий из чугуна: ворота, решетки, вазы, треножники. В парке высился и чугунный обелиск с датами войн Александра I с Наполеоном. Из чугунных изделий, украшавших парк, сохранилась лишь поврежденная фигура девушки, сидящей в печальной позе. Это второй экземпляр известной скульптуры П. Соколова, что в Царскосельском парке. Скульптура была воспета А. С. Пушкиным в стихах:

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила,

Дева печальна сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой,

Дева над вечной струей, вечно печальна сидит.

В течение многих лет эту скульптуру переносили с места на место. Вначале она украшала родник. Потом она была перенесена к дому. Ныне она в числе прочих памятников установлена вблизи мавзолея.

Украшает парк в Суханове и восьмиколонная беседка-ротонда - "Храм Весты" , родная сестра царицынского "Храма Цереры". Отсюда когда-то открывался прекрасный вид на пруд и на противоположный берег его.

К востоку от "Храма Весты" некогда стояла оранжерея с теплицами. Не сохранились в Сухановском парке до нашего времени Елизаветинский и Кухонный павильоны, коровник и другие хозяйственные постройки. Не сохранилась и Богородицерождественская церковь с домиком священника.

По местному преданию, еще до отмены крепостного права в Суханове случился пожар. Погорели крестьянские дома. И тогда деревня была перенесена на другой, южный берег пруда. Деревня сохранила свое название, и в центре ее был построен обелиск в память об освобождении от крепостной зависимости .

С 60-х годов XIX века, когда по аллеям парка перестали бегать малолетние крестьянские дети, художественная жизнь в Суханове окончательно замирает.

Перед революцией, как это имело место и в Царицыне, некоторые усадебные постройки Суханова стали сдаваться под дачи в аренду.

Вскоре после 1917 года была разобрана церковь и господский дом сгорел. Однако тогда же, в первые годы советской власти, в имении был создан музей. В 1935 году Суханово было передано Союзу советских архитекторов. И по проекту архитектора Н. Д. Виноградова была выполнена перестройка мавзолея с сохранением его основных архитектурных форм. Одноэтажные флигеля мавзолея и остатки колокольни были надстроены до двух этажей и соединены с мавзолеем переходами-гостиными, на плоских крышах которых устроены были солярий. Отсюда открывался замечательных вид на долину реки Гвоздянки и окрестности. Круглое здание самого мавзолея стало использоваться под столовую.

Основной господский дом в Суханове был восстановлен по проекту архитектора В. Д. Кокорина лишь в послевоенные 1945-1946 годы. В нем была воссоздана отделка интерьера в стиле классицизма.

В Суханове на протяжении многих лет действовал Дом творчества архитекторов Советского Союза. После распада Советского Союза прекратил свое существование и Союз архитекторов СССР. Возник спор о "наследстве". Кому быть хозяином в Суханове. Право собственности на знаменитую усадьбу оспаривали Госкомимущества РФ и Союз Архитекторов России. Дело рассматривалось в нескольких судебных инстанциях Московского округа.

Из газеты "Вечерняя Москва" от 21 августа 1996 года:

...30 июля 1996 года в Московском областном арбитражном суде вновь рассматривался спор об усадьбе "Суханове", было заключено мировое соглашение, по которому 40 процентов имущества "Суханове" отходит Союзу Архитекторов РФ и 60 процентов государству, то есть Госкомимуществу. Суд мирное соглашение утвердил.

Госкомимущества РФ, воспользовавшись своим правом на 60 процентов земельных наделов исторического заповедника, поделил пахотно-сенокосные, "колхозные" земли жителей села Суханово на небольшие участки и передал их под постройку двух-трехэтажных кирпичных коттеджей. В течение одного года их построено так много и они построены так густо, что возник целый новый город, который еще не имеет ни своего названия, ни номеров на домах.

Небольшие участки земли вокруг коттеджей окружают добротно построенные кирпичные заборы. И невольно приходит мысль, что это? Дворик труднодоступного современного "замка" или тюремный двор для владельца строения?!

Можно предвидеть, что, приехав к себе в коттедж, владельцы, во избежание опасных встреч, не будут выходить из него, чтобы покататься на лыжах зимой, покупаться в пруду или поиграть в гольф летом.

И вряд ли здесь когда-либо будут построены общественно-значимые здания (казино, шахматный клуб, кафетерий и т. д.). Из такого рода сооружений построен здесь лишь пункт охраны порядка, и возможно, в будущем появится автозаправочная станция.

Можно также предвидеть, что многие коттеджи будут лишь изредка видеть своих хозяев, храня лишь их капиталы, вложенные в стоимость постройки коттеджей. Это, пожалуй, лучше, чем перевод денег в иностранные банки за пределы России...

 

На конном дворе старинной усадьбы в Суханове проживает наш современник, интересный увлеченный человек. Это - Павел Николаевич Мухотин. Он задался целью - восстановить здания и структуру конного двора с задачей сохранить и популяризировать традиции русской и европейской запряжки лошадей в естественных ландшафтных условиях окрестностей Суханова.

 

Частично музеефицированный Конный двор он намерен в будущем использовать как культурный центр живой истории с коллекцией экипажного парка и конского инвентаря, а также с коллекцией предметов современного быта на основе традиционной культуры (текстиль, дерево, металл, стекло и т. д.).

 

Здесь же он намерен создать питомник борзых собак с целью сохранения русской борзой в лучших национальных традициях с учетом необходимых охотничьих качеств, уже не существующих в мире, кроме как в России, с проведением показательных смотров лучших рабочих собак в естественных природных условиях Подмосковья...

Разрушения в Суханове не следует полностью связывать с событиями 1917 года. Еще в дореволюционные годы молодой, талантливый историк и популяризатор искусства Шамурин Юрий Иванович (не позднее 1888-1918) писал: Запущенность Суханова мешает его полному признанию: трудно выискать крупинки красоты под безобразной печатью разрушения. Между тем оно по справедливости должно было бы войти в число лучших подмосковных и упоминаться рядом с Архангельским, Останкиным, Кусковым и Кузьминками. Большое преимущество Суханова в том, что все его здания очень оригинальны, далеки от того усадебного шаблона, который объединяет большинство второсортных подмосковных, где по одному типу строятся дома, церкви и беседки.

Шамурин Ю. И. Подмосковные. Книга вторая. М, 1914, с. 65.

В литературе Суханову не повезло. Современники, подробно описывающие Нескучное, Люблино, Кузьминки, молчат о Суханове . Волконские не принадлежали к числу тех шумных хлебосолов, которые гостеприимством и мотовством стяжали себе громкую славу... Но усадьба их говорит о большой культурности, о связях с лучшими московскими художниками. Суханово остается незаменимым памятником культуры...

 

Игорь СЕРГЕЕВ. Люди, события, факты. Москва "ГОЛОС" 1998

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими: